Обзор процессоров Intel

8 центральных процессоров Intel разного уровня с двумя быстрыми видеокартами

Летом были оттестированы 11 центральных процессоров AMD и Intel в паре с видеокартой на базе Radeon R9 380, сделав основной упор на игры, поскольку в приложениях общего назначения влияние GPU до сих пор ограниченное и эпизодическое (что тоже было показано). Сегодня мы решили вернуться к этому вопросу, но провести аналогичные тесты с более мощной видеокартой — на базе Nvidia GeForce GTX 1070, благо с тех пор оба производителя дискретных GPU серьезным образом обновили свою продукцию. Есть ли смысл тестировать новые видеокарты в относительно старых играх? Как нам кажется, есть. Хотя бы потому, что «новизна» — понятие относительное: кто-то, конечно, «следит за пульсом» игрового рынка, приобретая игры в момент выхода, но ведь и распродажи разного рода весьма популярны. К тому же, иногда смена видеокарты — повод вернуться к какой-то понравившейся ранее игре дабы пройти ее, повысив качество картинки. В прошлый раз мы столкнулись с тем, что R9 380 не со всеми играми из нашего набора справлялся в максимальном качестве при разрешении Full HD, а у менее мощных (и более старых) решений результаты еще более скромные, так что для их владельцев и позапрошлогодний Thief вполне может оказаться новой, ранее плохо знакомой игрой :) В общем, а почему бы и нет? Разумеется, в первую очередь новые видеокарты высокого класса приобретаются не просто для наиболее «тяжелых» современных игровых проектов, но и на перспективу, однако это не значит, что их совсем не используют для более старых и/или «легких» игр. Проверить, что получится в данном случае, причем с разными процессорами, мы можем. Значит, этим имеет смысл воспользоваться.

Конфигурация тестовых стендов

Поскольку тестирование проводилось «с нуля» (пользуясь случаем, мы и драйверы обновили), решено было ограничиться чуть меньшим, чем в прошлый раз, количеством процессоров, часть участников заменив на других.

ПроцессорIntel Pentium G4400Intel Core i3-6100Intel Core i5-6400Intel Core i7-6700K
Название ядраSkylakeSkylakeSkylakeSkylake
Технология пр-ва14 нм14 нм14 нм14 нм
Частота ядра std/max, ГГц3,33,72,7/3,34,0/4,2
Кол-во ядер/потоков2/22/44/44/8
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ64/6464/64128/128128/128
Кэш L2, КБ2×2562×2564×2564×256
Кэш L3 (L4), МиБ3368
Оперативная память2×DDR3-1600 /
2×DDR4-2133
2×DDR3-1600 /
2×DDR4-2133
2×DDR3-1600 /
2×DDR4-2133
2×DDR3-1600 /
2×DDR4-2133
TDP, Вт54516591
ГрафикаHDG 510HDG 530HDG 530HDG 530
Кол-во EU12232424
Частота std/max, МГц350/1000350/1050350/950350/1150
Цена

Главной сегодня будет четверка процессоров для LGA1151 — наиболее актуальной на данный момент платформы Intel. Несложно заметить, что в трех группах (Pentium — Core i3 — Core i5) мы взяли самые младшие (и дешевые!) модели, добавив к ним топовый i7-6700K.

ПроцессорIntel Core i3-2120Intel Core i7-3770Intel Core i3-4170Intel Core i5-4690K
Название ядраSandy BridgeIvy BridgeHaswellHaswell
Технология пр-ва32 нм22 нм22 нм22 нм
Частота ядра std/max, ГГц3,33,4/3,93,73,5/3,9
Кол-во ядер/потоков2/44/82/44/4
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ64/64128/12864/64128/128
Кэш L2, КБ2×2564×2562×2564×256
Кэш L3 (L4), МиБ3836
Оперативная память2×DDR3-13332×DDR3-16002×DDR3-16002×DDR3-1600
TDP, Вт65775488
ГрафикаHDG 2000HDG 4000HDG 4400HDG 4600
Кол-во EU6162020
Частота std/max, МГц850/1100650/1150350/1150350/1200
Цена

Но поскольку видеокарты устанавливаются не только в новые компьютеры, мы добавили к списку испытуемых еще четыре процессора для LGA1150 и даже LGA1155. В принципе, можно было бы ограничиться и меньшим количеством процессоров — все-таки цена видеокарт на GTX 1070 прямо намекает на то, что использовать их следует с нынешними процессорами уровня Core i5 и выше. Однако эмпирическому правилу «1:2» совсем не помешает дополнительная проверка в том числе.

Тем более что и видеокарт будет две — ранее использованный Radeon R9 380 и новый GeForce GTX 1070. Понятно, что стоят они по-разному, но пока без такого «перекоса» обойтись не удалось. Возможно, в ближайшее время мы немного расширим список протестированных решений более бюджетными новыми продуктами, но более вероятно, что этот процесс будет отложен до обновления игр.

Методика тестирования

Нами использовалась методика измерения производительности в играх iXBT.com образца 2016 года с небольшими упрощениями. Во-первых, мы ограничились только тестами в Full HD в режиме максимального качества: для меньших уж точно не нужны такие видеокарты (даже уровень R9 380 не обязателен). Во-вторых, список игр уменьшился на две позиции — в World of Warships по умолчанию все равно ограничена максимальная частота кадров, а у используемой нами версии BioShock Infinite есть проблемы с работой на GPU Nvidia. C другой стороны, как нам кажется, мы в итоге ничего не потеряли — слишком уж «легкие» это игры.

Результаты

Формально игра считается не слишком требовательной к видеосистеме, однако установка более мощной видеокарты «подстегивает» и ее (кстати, сильнее, чем снижение разрешения), но в разной степени: прирост от 15 до 50 процентов в зависимости от процессора. К сожалению, от последнего требуется в основном однопоточная производительность, так что соревнование выливается в сравнение архитектур и тактовых частот.

В отличие от старичка Grid 2 — движки серии EGO всегда отличались хорошей утилизацией многопоточности. Кстати, обновление видеодрайвера снизило результаты на R9 380 (по сравнению с летним тестированием), что, впрочем, не столь интересно, как «обострившаяся» процессорозависимость: ранее и снижение разрешения до HD не позволяло получить такого эффекта, как установка более мощной видеокарты. Понятно, что «и так хватало», но это как раз наглядный пример нередко обсуждаемого случая «нераскрытия видеокарты процессором». А что заключается оно обычно лишь в том, что результат оказывается просто более низким, чем мог бы — так это всегда так.

Если верить разработчикам, F1 2015 должна еще лучше поддерживать многоядерные процессоры, чем предыдущие игры семейства. А если верить собственным глазам — то пока все наоборот :) Изменится ли что-либо в будущем — сложно сказать: приложение слишком живо реагирует на увеличение производительности видеокарты (эффект от снижения разрешения в прошлом тестировании был менее выражен).

Производительность в этой игре определяется в первую очередь видеокартой, однако если видеокарта самая по себе быстрая, то и процессор тоже важен. Фактически — в рамках не раз упомянутого «эмпирического правила»: для GTX 1070 нужен процессор класса Core i5-6400 или лучше, т. е. с ценой в районе половины ее цены. Впрочем, установка такой видеокарты в старый компьютер на базе Core i3 тоже может быть оправдана — но лишь в расчете на последующий апгрейд последнего. Не обязательно со сменой сокета, но вот процессор точно нужно менять на более мощный.

А вот примером «чисто видеокарточной» игры является Shadow of Mordor, что вполне объяснимо: сама она вышла осенью 2014 года, но движок десятилетней давности изначально «затачивался» под тогдашние же процессоры. Разумеется, его существенно модернизировали, но модернизировали в первую очередь в плане графики. Процессора же хватает практически любого — недостаток мощности продемонстрировал лишь Core i3-2120, да и то не заслуживающий внимания.

Немудрено, что игра, «с трудом помещавшаяся» на R9 380 в выбранном режиме, начинает «летать» при смене видеокарты, причем размер прироста производительности пропорционален мощности процессора. И в очередной уже раз смена видеокарты дает больше, чем снижение разрешения, т. е. делать выводы по т. н. облегченным режимам «на перспективу» не всегда оправдано.

Core i3-2120 и Pentium G4400 «не хватало» даже на R9 380, причем и снижение разрешения им не помогало — казалось бы, установка более мощной видеокарты должна быть бесполезна. Однако практика (являющаяся лучшим критерием истины, как известно) оказалась другой: частота кадров выросла! Более того: если сравнить результаты обоих тестирований, оказывается, что в паре с GTX 1070 Core i3-2120 в Full HD обгоняет связку из R9 380 и Core i7-3770 в HD-разрешении. Собственно, об этом давно и не раз говорилось: в первую очередь производительность определяется видеокартой, а процессор в любом случае на вторых ролях. Слишком медленный процессор не позволит видеокарте «выдать» максимальную производительность, но слишком мощный процессор в паре с медленной видеокартой не нужен вовсе никогда.

В этой игре, что уже не раз было отмечено, производительность вообще целиком и полностью определяется видеокартой, причем если R9 380 на выбранный вариант настроек еле хватало, то на 1070 все летает.

В Sleeping Dogs все похоже, да не совсем: все-таки нужен минимум Core i3, причем современный. Впрочем, это можно было предположить еще по предыдущему тестированию в HD-режиме.

Еще одна «чисто видеокарточная» игра, в которой R9 380 недостаточно для обеспечения хотя бы 30 кадров в секунду. А ведь игра вышла почти пять лет назад, т. е. современные видеокарты могут пригодиться и для достаточно «пожилых» проектов — если поставить цель играть в высоком разрешении и с качественной картинкой.

Тоже старая игра, однако большой нагрузки на видеосистему не создающая. Соответственно, в ней и раньше все было быстро, причем на разных процессорах по-разному, а теперь стало еще быстрее. Правда, опять на разных процессорах по-разному: на медленных — в полтора раза, а на быстрых — в два. Впрочем, практического значения это не имеет, в отличие от случаев, когда от «условной играбельности» удавалось перейти к «комфортной играбельности». Однако все такие случаи относятся к смене видеокарты, а вовсе не процессора.

Итого

В принципе, в очередной раз подтвердилось то, что игры бывают разными, причем монотонности в росте их требований к компьютеру не наблюдается. GPU с высокой производительностью нужен, впрочем, всем — особенно если пользователя интересует возможность не хоть как-то поиграть (со сниженным качеством и разрешением картинки), а делать это комфортно. В целом можно сказать, что даже для относительно старых игр, используемых нами уже год, GTX 1070 не такое уж избыточное решение. А для более новых (по крайней мере, наиболее требовательных из них) — тем более. Влияние же центральных процессоров на производительность проявляется не во всех проектах, причем, как правило, только тогда, когда производительности видеокарты хватает на то, чтоб «удалиться» от минимальной границы «играбельности» (необязательно слишком далеко, но удалиться). Да и то весь отрицательный эффект в данном случае будет заключаться в том, что производительность окажется более низкой, чем могла бы, но все же более высокой, чем при использовании медленной видеокарты. А отсутствие слишком уж сильных «перекосов» в достаточной степени обусловлено ценовой политикой производителей ;) Например, хорошо заметно, что устанавливать GTX 1070 в компьютер на базе старого Core i3 не слишком оправдано — но вряд ли владелец последнего о таком апгрейде вообще задумается (а если и задумается, то все равно не сможет себе его позволить). В то же время Core i5/i7 пятилетней давности, скорее всего, до сих пор «хватит», пусть иногда производительность и окажется более низкой, чем при использовании современных процессоров этого класса. По крайней мере, это справедливо, если не гоняться за наиболее «тяжелыми» из современных игр, но ими мы займемся чуть позже.

Источник

X
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
18 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.