Профессии будущего: какие навыки детям нужно развивать уже сегодня
Футурологи считают, что в ближайшие 20 лет исчезнет 47% современных профессий. Попытаемся ответить на вопрос, какие специальности появятся в ближайшие десятилетия и какие навыки ребенку стоит развивать уже сейчас, чтобы он стал востребованным специалистом в будущем.
Из-за быстрых изменений в мире и на рынке труда многим придется «перезагружать» знания, навыки и представления о работе. Развитие технологий обостряет ситуацию: есть опасения, что роботы заменят человека во многих областях и его труд обесценится.
Что не так с современными профессиями?
Цифровизация стремительно проникает во все сферы жизни: она меняет подход к управлению предприятиями, городами и даже собственной жизнью. Рынок труда тоже меняется. Например, в России развивается проект «Кадры для цифровой экономики». Его цель — изменить рынок труда и сферу образования согласно новым потребностям цифрового мира.
Эксперты единогласны в прогнозах: в ближайшем будущем обычным делом станут виртуальная реальность и 3D-печать, беспилотные автомобили и роботы, нейроинтерфейсы и продукты генной инженерии. Нас ждет развитие источников возобновляемой энергии и создание систем более разумного управления климатом.
В связи с этим становится очевидно, что формат школьного образования устарел: детей учат предметам, вместо того чтобы сосредоточиться на развитии навыков, которые помогут оставаться конкурентоспособными на фоне все большей автоматизации труда, развития техники и алгоритмов.
Единого мнения о конкретных навыках будущего пока нет, но вот о каких вариантах ведутся разговоры:
системное мышление
стратегическое мышление
критическое мышление
коммуникация и кооперация
экологическое мышление
работа в условиях неопределенности
программирование и алгоритмическое мышление
многоязычность
концентрация и управление вниманием
эмоциональный интеллект
цифровая грамотность
творчество
креативность
способность к самообучению и самоорганизации.
Мы изучили прогнозы российских и зарубежных футурологов и делимся некоторыми профессиями, которые могут появиться в ближайшие 10–20 лет.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЦИФРОВОЙ КУРАТОР
Кто это: человек, который управляет виртуальной нагрузкой, поддерживает ваши приложения, программное обеспечение и онлайн-присутствие, а также фильтрует источники входящей информации.
Какие навыки нужны: системное и критическое мышление, цифровая грамотность, виртуальное сотрудничество, многоязычность, концентрация и управление вниманием.
КОНСУЛЬТАНТ ПО АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ВАЛЮТЕ
Кто это: специалист по планированию индивидуальной финансовой траектории. Проанализирует текущую ситуацию, расскажет, на что тратить, куда инвестировать и нужно ли покупать биткоин.
Какие навыки нужны: нестандартное и системное мышление, цифровая грамотность, межкультурная коммуникация, работа в условиях неопределенности.
АРХИТЕКТОР ВИРТУАЛЬНОСТИ
Кто это: специалист по проектированию виртуального мира для учебы, работы и отдыха. Программирует миры на основе биологических и психологических параметров пользователя, а также с учетом его пожеланий.
Какие навыки нужны: системное и стратегическое мышление, программирование и алгоритмическое мышление, концентрация и управление вниманием, цифровая грамотность, творчество, креативность.
БИОЭТИК
Кто это: эксперт по этике, который определяет границы допустимых вмешательств в медицинских, диагностических и биоинженерных центрах трансплантологии и генетического моделирования.
Какие навыки нужны: системное и стратегическое мышление, эмоциональный интеллект, коммуникация и кооперация, экологическое мышление.
ЦИФРОВОЙ ЛИНГВИСТ
Кто это: специалист, который налаживает коммуникацию между техникой и человеком. Благодаря ему машины лучше воспринимают живую речь — это делает машинный перевод точнее, а работу поисковых систем быстрее.
Какие навыки нужны: системное и стратегическое мышление, программирование и алгоритмическое мышление, концентрация и управление вниманием, цифровая грамотность, экологическое мышление.
Какие еще специальности могут появиться в будущем?
Прогнозы экспертов затрагивают все сферы: от медицины до космоса. Дизайнер виртуальных миров, инфостилист, медиаполицейский, инженер домашних и медицинских роботов, конструктор летающих автомобилей, стиратель цифровых следов, гид по образованию и персональному росту, продюсер телепрограмм смешанной реальности, космобиолог. Другие профессии по областям можно посмотреть в «Атласе новых профессий» от Московской школы управления «Сколково».
Как проверить навыки ребенка и понять, как их развивать?
Возможно, в системе школьного образования когда-то появятся решения для проверки навыков будущего. Но как мы знаем, такой огромной системе нужно время на адаптацию к изменениям. Прямо сейчас среди школьников 2–11 классов проходит образовательная инициатива «Навыки XXI века» — онлайн-челлендж для проверки навыков будущего.
Основной акцент олимпиады сделан на трех компетенциях, которые можно развивать в рамках школьной программы. Изучение английского развивает навык коммуникации, математики — системное мышление, а информатика работает со способностью мыслить алгоритмами.
Источник